Русский разведчик Сеславин

10.10.2013 20:14
Русский разведчик Сеславин


СЕСЛАВИН АЛЕКСАНДР НИКИТИЧ (1780 – 1858) – генерал-майор, участник Отечественной войны 1812 года, знаменитый партизан.

А. Н. Сеславин родился в селе Есёмово, расположенном в 18 км от Ржева, в семье ржевского дворянина Никиты Степановича Сеславина (1756—1826).

Окончив в 1798 году Артиллерийский и инженерный кадетский корпус, лучшее военно-учебное заведение того времени, Сеславин был выпущен подпоручиком в гвардейскую артиллерию, в которой и прослужил семь лет, будучи за это время произведен в следующий чин, а в начале 1805 года «по прошению уволился от службы». Осенью того же года, после объявления войны с наполеоновской Францией, Сеславин вернулся на службу и был назначен в конную артиллерию.

Впервые он принял участие в военных действиях в кампании 1807 года в Восточной Пруссии. В бою при Гейльсберге был тяжело ранен в руку и награжден за храбрость золотой шпагой с надписью «За храбрость». Вскоре по окончании войны он вторично оставил службу и три года провел в отставке, лечась от последствий ранения. В 1810 году Сеславин вновь возвращается в армию и сражается против турок на Дунае. При штурме Рущука он шел в голове одной из колонн и, уже взойдя на крепостной вал, он был вторично ранен в руку, с раздроблением кости. За отличия в сражениях с турками Сеславин произведен в штабс-капитаны и вскоре затем — в капитаны.

В начале Отечественной войны 1812 Сеславин состоял адъютантом Барклая де Толли. Обладая хорошей теоретической подготовкой, широким военным кругозором и боевым опытом, он исполнял в штабе Барклая де Толли обязанности «по квартирмейстерской части», то есть офицера Генерального штаба. С частями 1-й армии Сеславин принимал участие почти во всех сражениях первого периода войны – под Островною, Смоленском, Валутиной горой и в других. В бою под Шевардином был ранен, но остался в строю, участвовал в Бородинском сражении и в числе наиболее отличившихся офицеров был награжден Георгиевским крестом 4-й степени.
 

Русский разведчик Сеславин


Вскоре после оставления Москвы Сеславин получил в командование «летучий отряд» и начал партизанские поиски, в которых полностью проявил свои блестящие военные дарования. Его отряд, как и другие партизанские отряды, нападал на неприятельские транспорты, уничтожал или захватывал в плен партии фуражиров и мародеров. Но основной своей задачей Сеславин считал неустанное наблюдение за движением крупных соединений неприятельской армии, полагая, что эта его разведывательная деятельность больше всего может способствовать успеху операций главных сил русской армии. Именно эти действия и прославили его имя. Самым выдающимся подвигом Сеславина стало обнаружение передвижение армии Наполеона по Боровской дороге на Калугу. Благодаря этим сведениям, русская армия успела перекрыть французам дорогу у Малоярославца, вынудив их отступать по уже разорённой Смоленской дороге.

О начавшемся выдвижении французских войск из первопрестольной опять-таки первыми узнали партизаны А.Н. Сеславина. При этом он, находясь в лесу у с. Фомичево, лично видел самого Наполеона, о чём немедленно доложил Д.С. Дохтурову. О выдвижении Наполеона на новую Калужскую дорогу и об отрядах прикрытия (корпусе Нея с остатками авангарда Мюрата) немедленно было доложено в главную квартиру М.И. Кутузову.
 

Русский разведчик Сеславин
Важное открытие партизана Сеславина. Неизвестный художник. 1820-е годы.



Приняв в Тарутине решение развернуть «малую войну» и окружить наполеоновскую армию кольцом армейских партизанских отрядов, Кутузов четко организовал их действия, отведя каждому отряду определенный район. Так, Денису Давыдову было предписано действовать между Можайском и Вязьмой, Дорохову – в районе Верея – Гжатск, Ефремову – на Рязанской дороге, Кудашеву – на Тульской, Сеславину и Фонвизину (будущему декабристу) – между Смоленской и Калужской дорогами.

7 октября, на следующий день после поражения корпуса Мюрата под Тарутином, Наполеон отдал приказ об оставлении Москвы, намереваясь идти на Смоленск через Калугу и Ельню. Однако, стремясь сохранить боевой дух своей армии и одновременно ввести в заблуждение Кутузова, Наполеон выступил из Москвы по Старой Калужской дороге в направлении Тарутина, придав, таким образом, своему движению «наступательный характер». На полпути к Тарутину он неожиданно для всей армии приказал свернуть у Красной Пахры вправо, вышел проселками на Новую Калужскую дорогу и двинулся по ней к югу, на Малоярославец, стремясь обойти главные силы русской армии. Корпус Нея первое время продолжал движение по Старой Калужской дороге на Тарутино и соединился с войсками Мюрата. По расчету Наполеона, это должно было дезориентировать Кутузова и создать у него впечатление, что вся наполеоновская армия идет к Тарутину с намерением навязать русской армии генеральное сражение.

10 октября Сеславин обнаружил главные силы французской армии у села Фомннское и, известив об этом командование, дал возможность русским войскам упредить противника у Малоярославца и преградить ему путь на Калугу.

Сам Сеславин так описывал этот важнейший эпизод его боевой деятельности: «Я стоял на дереве, когда открыл движение французской армии, которая тянулась у ног моих, где находился сам Наполеон в карете. Несколько человек (французов) отделились от опушки леса и дороги, были захвачены и доставлены светлейшему, в удостоверение в таком важном для России открытии, решающем судьбу Отечества, Европы и самого Наполеона... Я нашел генерала Дохтурова в Аристове случайно, вовсе не зная о пребывании его там; я мчался к Кутузову в Тарутино. Сдавши пленных для представления светлейшему, я отправился снова к отряду, чтобы ближе наблюдать за движением Наполеона».

В ночь на 11 октября посланный Дохтуровым майор Болговской известил Кутузова об «открытии» Сеславина. Всем памятна по «Войне и миру» сцена встречи Кутузовым посланного Дохтуровым вестника (в романе Болховитинова), описанная Толстым на основе воспоминаний Болговского.

Последующие полтора месяца Сеславин действовал со своим отрядом с исключительной смелостью и энергией, всецело оправдывая характеристику, данную ему одним из участников Отечественной войны как офицеру «испытанной храбрости и усердия, предприимчивости необычайной». Так, 22 октября под Вязьмой Сеславин, проскакав между неприятельскими колоннами, обнаружил начало их отступления и дал знать об этом русским отрядам, а сам с Перновским полком ворвался в город. 28 октября под Ляховым вместе с Денисом Давыдовым и Орловым-Денисовым он взял в плен бригаду генерала Ожеро, за что был произведен в полковники; совместно с другим знаменитым партизаном, Фигнером, он отбил у французов транспорт с ценностями, награбленными в Москве. 16 ноября Сеславин ворвался со своим отрядом в Борисов, захватил три тысячи пленных и установил связь между войсками Витгенштейна и Чичагова. 23 ноября, атаковав французов под Ошмянами, едва не захватил в плен самого Наполеона. Наконец, 27 ноября он первым атаковал французские войска в Вильне и при этом был снова тяжело ранен в руку.

В декабре 1812 года Сеславин был назначен командиром Сумского гусарского полка. Осенью 1813 и в 1814 году он командовал передовыми отрядами армии союзников, участвовал в сражениях под Лейпцигом и Фершампенуазом; за боевые отличия произведен в генерал-майоры. Сеславин, по его словам, принимал участие «в 74 больших и малых сражениях» и был девять раз ранен. Напряженная боевая служба и тяжелые ранения сказались на его здоровье и душевном равновесии.

По окончании военных действий он получил длительный отпуск для лечения за границей, побывал во Франции, Италии и Швейцарии, где прошел пешком по пути Суворова – через Сен-Готард и Чертов мост, лечился на водах, но здоровье его не улучшалось. В 1820 году он оставил службу и удалился в свое небольшое тверское имение Есемово, где прожил в одиночестве, не встречаясь ни с кем из соседей-помещиков, более тридцати лет. Скончался Сеславин в 1858 году в своём имении Кокошино Ржевского уезда, где и был похоронен.
 

Русский разведчик Сеславин
Памятник Сеславину А.Н. в г.Ржев


 

Текст биографии взят из 3-го издания альбома «Военная галерея Зимнего дворца» (Ленинград, «Искусство», 1981 г.)